На повестке дня – новые требования к развитию транспортной инфраструктуры

24 января в Росавтодоре состоялось рабочее совещание по вопросам установки зарядных станций для электромобилей вдоль федеральных трасс.

В мероприятии приняли участие представители Минэнерго России, ПАО «Россети», ПАО «Газпром нефть», компании-дистрибьютора электроавтомобилей Tesla в России ООО «ЭЛЕКТРИК МОТОРС КЛАБ РУС» и ГК«АВС-электро».

По словам начальника Управления земельно-имущественных отношений Федерального дорожного агентства Александра Лукашука, сегодня одной из наиболее важных задач транспортной системы Российской Федерации является обеспечение максимальной эффективности функционирования транспортно-дорожного комплекса страны, в том числе оказание безопасных и эффективных транспортных услуг.

«Интенсивное развитие новых видов транспорта предъявляет соответствующие требования к транспортной инфраструктуре. Постепенное увеличение электромобилей на дорогах общего пользования требует и соответствующего развития сети автоматизированных комплексов зарядных станций. В России нет возможности эксплуатировать электрокары на большом удалении от города. В связи с этим крайне важно принимать меры по увеличению доступности электрозарядных станций за пределами населенных пунктов», - отметил он.

Александр Лукашук также напомнил о том, что в октябре прошлого года на Международной специализированной выставке «Дорога 2018» между Росавтодором и ООО «ЭЛЕКТРИК МОТОРС КЛАБ РУС» был подписан Меморандум о сотрудничестве в области развития инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта на автомобильных дорогах федерального значения. Целью сотрудничества является развитие придорожной инфраструктуры для электромобилей и создание многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль федеральных трасс.

О темпах роста доли электрокаров в автопарке мира и России, их преимуществах и развитии отечественной инфраструктуры для зарядки данных транспортных средств электроэнергией рассказал генеральный директор ООО «ЭЛЕКТРИК МОТОРС КЛАБ РУС» Игорь Антаров.

Он отметил, что электромобили в России, несмотря на пока еще достаточно высокую стоимость, приобретают все большую популярность. «Этот процесс можно сравнить с тем, что происходило в начале 20-го века, когда обычный автомобиль с бензиновым двигателем пришел на смену гужевому транспорту. Сегодня доля рынка полностью электрических и гибридных транспортных средств составляет примерно 2 процента от общемировых продаж автомобилей, но мы видим, что она все время стремительно увеличивается. В 2010 году в мире продавалось несколько десятков штук электрокаров в год, а в 2018 году цифра приблизилась к почти двум миллионам, общее количество проданных автомобилей – к пяти миллионам. При этом, нужно отметить, что стоимость подобных автомобилей будет неуклонно снижаться по мере совершенствования технологий, а значит число пользователей будет расти и дальше», - сказал в своем выступлении Игорь Антаров.

В России в 2016 году насчитывалось всего 647 электрических индивидуальных транспортных средств, в 2018 году их число увеличилось почти в три раза до 1771 электрокара. При этом число электрозаправок практически не изменилось. Общее число таких станций на сегодняшний день составляет чуть более трех десятков. В основном все они сосредоточены только внутри крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург и других.  Оснащение транспортных коридоров для электрических машин – одна из задач, которую только предстоит решить. Но, в том числе, отмечает эксперт, у России сегодня есть все шансы, чтобы построить эту инфраструктуру грамотно, внедряя самые современные технологии.

Одним из пробных решений в данной области является совместный пилотный проект Федерального дорожного агентства и ООО «ЭЛЕКТРИК МОТОРС КЛАБ РУС», который предполагает размещение 13 док-станций для зарядки электромобилей на федеральной автодороге М-9 «Балтия», 4 станций на трассе А-290 Новороссийск – Керчь и 7 устройств на автодороге А-370 Хабаровск – Владивосток. Помимо Росавтодора и представителя компании Tesla, в проект входят ПАО «Лукойл», ПАО «Роснефть», АО «ННК». Проект осуществляется в рамках дальнейшего развития Концепции дорожного сервиса Росавтодора.

Данные направления выбраны не случайно. Трасса М-9 «Балтия» – автодорога связывающая столицу России со странами Европы, А-290 Новороссийск – Керчь расположена в курортной зоне, а А-370 – в Дальневосточном регионе страны, где в настоящее время наблюдается самые высокие темпы роста парка электромобилей, в связи с близостью к Японии и Китаю – одним из главных мировых производителей и потребителей электрокаров.

По словам заместителя начальника Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Владимира Яшкова, один из вопросов, который предстоит решить в ближайшие годы отраслевому сообществу, – разработка соответствующей нормативной базы на электрозаправочную инфраструктуру. Несмотря на то, что все существующие типы зарядных устройств сегодня сертифицированы в России, этого явно недостаточно, необходима выработка ГОСТов и СНИПов, регламентирующих их установку и использование. В решении данных задач Росавтодор рассчитывает на консолидацию усилий представителей экспертного сообщества, крупного бизнеса, Минэнерго России и Минпромторга России, ПАО «Россети».

Еще один дискуссионный вопрос – юридический статус услуги по подзарядке электрокаров, предоставляемый собственником АЗС. Работа по поиску более оптимального решения ведется, опираясь в том числе на европейский опыт.

Источник: сайт Росавтодора